Благовещенский храм д. Матвеевское -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История прихода

 

На речке Рогожке, (Рогожне, как значилось в писцовых книгах) притоке Рожаи, до сих пор располагается деревня, получившая свое имя от одного из первых его владельцев. По писцовым книгам 7135 и 7136 (1627-1628) годов значится в Московском уезде Ростовской волости как «старинная родовая вотчина, половина села за Петром Ивановым сыном Мансуровым, а другая половина – за вдовою Марьею Парфеньевскою женою с детьми Тимофеем и Василием Мансуровыми… а в селе место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятыя Богродицы, да в селе 12 дворов крестьянских».

Род Мансуровых происходит от Аливтея Шигильдеева, сына Мансурова, в крещении Бориса, который выехал из Орды к великому князю Московскому Иоанну Даниловичу Калите.

Потомки рода Мансуровых служат Московскому престолу с 1513 года. Покоритель Сибирского царства Иван Мансуров, будучи полковым воеводой последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, в 1585 году поставил на Оби в устье Иртыша первый русский город в Сибири. Можно предположить, что он, Иван Мансуров, и поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в с.Матвеевском в благодарность Богу за рождение женой Марией сына Петра.

Благовещенская церковь была построена и освящена в 1628 году. По смерти Петра Ивановича Мансурова его половина досталась родной сестре Прасковье Ивановне, жене Бориса Нащокина. С 1646 году их долей села владел сын Григорий Борисович Нащокин, думный дворянин, московский дипломат, проводивший переговоры с поляками, шведами и датчанами в 50-60 годы XVII века. Другой половиной села владели вдова Мария Парфенова с сыном Тимофеем и внуком Алексеем Васильевичем Мансуровым. В Матвеевском в то время числилось 19 крестьянских дворов.

В 70-е годы XVII века селом Матвеевским кроме Алексея Васильевича Мансурова владела Аграфена Григорьевна Нащокина - дочь знаменитого дипломата, жена князя, воеводы царя Михаила Феодоровича (первого царя из рода Романовых), московского посла в Персии, Григория Васильевича Тюфякина. В 1678 году в селе был двор вотчинников князя Тюфякина, 20 крестьянских и бобыльских дворов; а в 1680 году, при досмотре церквей и церковных земель в Перемышльской десятине князем Иваном Андреевичем Шелешпальским, оказалось: «в селе Матвеевском церковное строение новое деревянное Ивана Феодоровича Бутурлина, а по сказке Благовещенской церкви попа Семена Никитина: церковной земли и сенных покосов и руги нет, а питается он, поп, мирским подаянием».

В 1704-1710 годах при Благовещенской церкви служили - священник Дмитрий Никифороф и дьячок Михаил Дмитриев, а село насчитывало 22 крестьянских двора.

В 1757 году князь Сергей Феодорович Тюфякин, внук знатного дипломата Г.В.Тюфякина, продал свою часть села Тимофею Карповичу Шелешникову; другая часть осталась у Мансуровых, которые владели и соседним селом Сынково, деревнями Харитоново и Фетчьиново (Федчищево, Фетищево).

Уроженцем села Матвеевское был Андрей Пухов, рядовой 14-й пехотной дивизии, проявивший чудеса смекалки и отваги в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, во время переправы через Дунай. Отличился Андрей Пухов и в обороне Шипки, в сражении при Шейново.

В наступившую эпоху воинствующего безбожия Благовещенский храм, который более 300 лет собирал людей для богослужения, был закрыт и разрушен в 1933-1936 годах.

В 2000 году от Рождества Христова на месте прежнего храма был воздвигнут памятный крест. С этого времени началось строительство нового храма. В 2003 году Благочинным церквей Подольского округа была совершена первая Божественная литургия, а 12 августа 2007 года архиепископ Можайский Григорий совершил Великое освящение храма и Божественную литургию.

 

  

 

Священномученик

 

Василий (Архангельский)

 

Октября 31 (13 ноября)

Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. В 1884 году Василий Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с супругой родилось четверо детей. Был рукоположен во священника и с 1885 по 1891 год служил в храме в селе Матвеевском Подольского уезда. В том же году он был переведен в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитровского уезда. В деревнях своего прихода он организовал три церковноприходских школы. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году – возведен в сан протоиерея.

После прихода к власти безбожников отец Василий в 1920 году был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году протоиерей Василий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1929 году – палицей. В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь в 1929 году, сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об отце Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что «священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации», а также в том, что он «повсеместно, как в частных беседах, так и в проповедях, ведет злостную антисоветскую и антисемитскую агитацию, затрагивая политические темы», так что «дальнейшее пребывание его на свободе имеет отрицательное влияние на настроение населения к советской власти». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

3 сентября была допрошена жительница деревни Комякино, входившей в приход отца Василия. Она показала, что 9 июля, когда по домам в их деревне с молебнами ходили священник с диаконом, ее дома не было, а когда она пришла, то узнала, что они только что ушли. Она послала свою дочку за ними. Отец Василий пришел и отслужил молебен, а затем сказал, что «нехорошо, что я избегаю священника, так как этим я лишаюсь Божьего благословения. Я стала оправдываться, говоря, что сделала это не по злому умыслу, а потому, что у меня не было денег. После этого он сказал: “Плохо, что некоторые дома, наслушавшись большевиков, отказались от икон, их за это постигнет Божья кара”. Он мне еще много говорил по-ученому, так что я не могу вам передать полностью его слов, так как не могу вспомнить».

На следующий день следователь допросил отца Василия. Выслушав его вопросы, священник сказал: «Никакой антисоветской агитацией среди крестьян я не занимался, и разговоров с крестьянами на политические темы я не вел. Я не агитировал крестьян и порвавшим с церковью не говорил, что их смутили большевики. Книгу Нилуса, в которой идет речь о протоколах Сионских мудрецов, я не имел и не имею. Нилуса я читал лишь о монастырях. Заявляю, что политическими вопросами я не интересуюсь. Выписывая журнал “Безбожник”, я его читаю исключительно с желанием узнать, что пишут о религии. Многому из него я не верю и не допускаю мысли, чтобы факты, о которых пишут в “Безбожнике”, творились в нашей среде».

Протоиерей Василий Архангельский

Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

 

12 сентября следователь допросил диакона, Алексея Архангельского, служившего раньше в Хотьковском монастыре, с которым отец Василий ходил служить молебны, и тот показал: «В разговоре со мной священник Архангельский действительно выражал недовольство советской властью, говоря, что власть находится в руках жидов: начиная от Совнаркома и до низов всё делают по их указке, что правительство, объявив свободу вероисповедания, всех верующих притесняет. Кроме того, в доме в деревне Комякино он говорил, что те дома, которые не принимают священника, лишаются Божьего благословения. Это оттого, что они наслушались большевиков».

17 сентября сотрудники ОГПУ допросили еще одну жительницу села; отвечая на вопросы следователя, она сказала: «Я бывала у священника Архангельского и иногда с ним разговаривала. В его разговорах что-либо плохого о советской власти не было, он просто говорил, что в настоящее время вера среди народа падает и это приведет всех к плохому концу. Разговаривая о войне, он мне говорил, что лучше, если войны не будет».

23 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Василия к трем годам ссылки в Северный край по обвинению «в антисоветской и антисемитской агитации». Отец Василий был сослан в город Барабинск в Западной Сибири, а затем переведен в Вологодскую область. Когда он освободился из ссылки в 1932 году, ему не позволено было селиться ближе ста одного километра к Москве, и таким образом он был назначен служить в храм Рождества Богородицы в село Тимашево Волоколамского района Московской области. В 1935 году протоиерей Василий был награжден митрой.

В 1937 году начался период самых беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Протоиерей Василий был арестован 22 сентября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время обыска, который был проведен очень тщательно, ничего не нашли кроме 17 серебряных советских монет по 50 копеек, которые и были изъяты.

На следующий день сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета. Он показал, что протоиерей Василий, «отбыв срок наказания, проживает в селе Тимашево, систематически занимается контрреволюционной антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых советской властью и партией. 22 сентября 1937 года в момент проведения ареста и обыска он заявил, что вы зря у меня что-то ищете, писем от Троцкого у меня не найдете, да и что было, я все пожег в печке, и сейчас вам у меня ничего не найти.

Архангельский среди колхозников занимается агитацией. Летом в моем присутствии и колхозников говорил, что всем плохо живется в колхозе, потому что не стали жить в соответствии с Божьим Писанием, Бога забыли, в церковь перестали ходить, а все слушают коммунистов, которые доведут до того, что с голоду будете дохнуть как мухи, хлеб на полях скоро родиться не будет. Весной 1937 года во время проведения пробного выезда в колхозе Архангельский, указывая на колхозные бригады, заявил: “Глядите, сколько их осталось, посевов много, а народа нет, все, что и посеяно, им не убрать, а если и уберут, то все равно ничего не получат – все государство заберет, а колхозники получат только солому. Вот и идите в колхозники, работайте задаром”».

Следователь на допросе потребовал от отца Василия:

– Дайте показания о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности.

– Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, – ответил священник.

– Когда у вас делали обыск при вашем аресте, вы заявили, что писем к Троцкому и от Троцкого вы не найдете, я их все сжег. Объясните следствию, почему вы так заявили.

– Когда у меня делали обыск, то, когда осматривали церковные книги, я заявил, шутя, что писем Троцкого вы не найдете, я их все сжег.

На этом допросы были закончены, и начальник Волоколамского отделения НКВД написал в характеристике семидесятитрехлетнего священника, что тот хотя и пожилой, но физически крепкий. 11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Архангельский был расстрелян 13 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Составитель игумен Дамаскин (Орловский)

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3»

Тверь, 2005 год, стр. 155-160.

Библиография

ГАРФ. Ф. 10035, д. П-51865, д. П-76765.

АМП. Послужной список.

 

                           Свщмч Рыбин Михаил Федорович

Рыбин Михаил Федорович 
Год рождения 1877 
День рождения 26 
Месяц рождения 10 Место рождения Московская губ., Подольский у., с.Молоди 
священник 
Родился в крестьянской семье, окончил сельскую школу.
С 1919г. стал служить псаломщиком в храме

 

Фотографии

 

Священник Рыбин Михаил Федорович, Москва, тюрьма НКВД, 1938 год 

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1925-1938гг.]

Рукоположение иерей 1925 

Служение Московская губ., с.Матвеевское, Благовещенская церковь 
иерей  Год начала 1925 

Московская о., с.Кузьменки, Успенская церковь священник 

Московская о., Подольский (Чеховский) р., с.Молоди, храм Воскресения Словущего  протоиерей 
Год окончания 1938 

Когда в 1937г. началась волна массовых репрессий, были арестованы хорошо
знакомые ему священники соседних сел: о.Петр Ворон, о.Михаил из с.Валищево, о.Евгений из с.Прохорово, о.Сергий из с.Сертякино, благочинный протоиерей Николай Агафонников и др.
К о.Михаилу приходили на службу жители этих сел. Сам он по их просьбе
выезжал для исполения треб в с.Сертякино, в с.Сергеевку и в Климовский поселок

Наградынаперсный крест 

Аресты

Московская о., Подольский р., с.Молоди 
Год ареста 1938 
День ареста 25 
Месяц ареста 1 
Был арестован и заключен в Серпуховскую тюрьму

Осуждения:

тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
02/02/1938 
Обвинение "активная контрреволюционная агитация, недовольство политикой и мерприятиями Советской власти и коммунистической партии" 
Статья ст.58–10 УК РСФСР 
Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
В день ареста был допрошен.
Виновным себя не признал

Места заключения:

Московская о., г.Серпухов, тюрьма 
Год начала 1938 
День начала 25 
Месяц начала 1 
Год окончания 1938 
Москва, тюрьма НКВД 
Год начала 1938 
Год окончания 1938 
День окончания 17 
Месяц окончания 2 

Кончина

17 февраля 1938, расстрел 
Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 

Канонизация:

Священномученик священник Михаил Рыбин 
Дата 20.02.2017 
Кем канонизирован: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. 
Кто представил:  Московская епархия 


Дни памяти

Собор новомучеников и исповедников Российских, первое вскр начиная от 25.01/07.02

Старый стиль 04.02 Новый стиль 17.02 - день мученической кончины (1938г.) 

Реабилитация

Дата 19890630 
Кем реабилитирован прокурор Московской обл. 
По году репрессий 1938 

Публикации

1 Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с.  
С.297. 
2 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь:"Булат", 2005.  
С.27–29. 

Документы

1 ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1. Д.У-19765. 
2 Журнал N 35 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002г.